Приход храма святого благоверного князя Александра Невского г.Барановичи - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Задать вопрос

- комментарии отключены -

04 Сентябрь 2019

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте! Во вторник (10 сентября) будет 40 дней как умерла мама. Можно ли в вашем храме заказать панихиду в воскресенье (8 сентября).Спасибо.

о. д. Николай отвечает:
Татьяна, здравствуйте. Извините за поздний ответ, поминовения лучше совершать либо в день смерти, либо после него. Соответственно заказать нужно было либо 10 сентября, либо в ближайшую, после 10-го сентября, субботу или воскресение.

30 Август 2019

Михаил спрашивает:
Добрый вечер! Скажите по каким дням проходит занятия в школе для взрослых и как туда записаться. Спасибо.

о. д. Николай отвечает:
Михаил, здравствуйте. Каждое воскресение после вечерней службы в нижнем храме, посещение вольное, просто приходите.

27 Август 2019

Светлана спрашивает:
Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться: в православии такие праздники как Рождество Христово и Новый год отмечаются по старому стилю: соответственно 7 и 14 января, а не 24 декабря и 1 января. А почему тогда другие праздники отмечаются по новому стилю? Например, Усекновение голо
вы Иоанна предтечи 11 сентября ?

о. д. Николай отвечает:
Светлана, здравствуйте. 7 и 14 это по новому стилю. А в остальном: : разница между Рождеством у православных и у других конфессий — это разница между «очень старым», юлианским, календарем и тоже довольно старым «новым», григорианским. За одну человеческую жизнь набегает почти незаметное расхождение дат — раз в сто лет високосный год по юлианскому календарю может оказаться невисокосным по григорианскому, — но в исторических масштабах зазор получается значительным: к XXI столетию он составляет уже 13 дней.

Григорианский календарь лучше соответствует движению Земли вокруг Солнца, а значит, сезонной смене температур, смене времен года. Старый же стиль постепенно «сдвигается»: через 8 тыс. лет Рождество по старому стилю придется на весну, а через 20 тыс. — на лето (как сейчас в Австралии!). Рождество летом… чудно, конечно, но перспектива не особенно пугающая — даже футурологи не планируют будущее дальше чем на 100 лет.

(Для тех, кто любит расчеты: за год, то есть за время обращения Земли вокруг Солнца, земной шар оборачивается вокруг своей оси приблизительно 365,24219 раза, то есть проходит 365,24219… дня. Но в календаре может быть только целое число дней. Поэтому принято делить годы на простые (365 дней) и високосные (366 дней). Високосные идут с такой частотой, чтобы в среднем дать нужные 365,24219 дня. В юлианском календаре високосные годы — каждый четвертый, в григорианском правило более сложное: високосный — каждый четвертый год, кроме тех лет, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Таким образом, в григорианском календаре 2008 год — високосный, поскольку 2008 делится на 4, 1900-й — не високосный, поскольку 1900 не делится на 400.
Но астрономическая точность при выборе календаря — не главное. Календари и календарные реформы с самого начала воспринимались в религиозном контексте. «Новый стиль» обсуждался еще в 1563 году на Тридентском соборе, реформационном соборе Западной Церкви, окончательно определившем ее «католичность». Предписание использовать новый календарь обнародовал в 1582 году папа Григорий XIII; в честь него календарь и называется григорианским. Папа предлагал всем христианским государям поддержать его нововведение.

Основной смысл изменений в XVI веке видели в более правильном расчете даты Пасхи: по древним канонам это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Технически нетривиальный способ расчета дня празднования Пасхи, зависящего и от долготы дня, и от фазы Луны, с первых веков приводил к недоразумениям и спорам. Незначительные расхождения при учете положения Луны и Солнца давали совершенно разные даты, что воспринималось очень болезненно: в одной области еще шел Великий пост, а в соседней уже заканчивали пасхальное веселье…

И вот теперь оказывалось, что еще и дата равноденствия (21 марта) не точна! Выход папа и его научные консультанты видели в том, чтобы ликвидировать накопившееся «смещение» календаря и вернуться к положению вещей на момент I Вселенского собора (325 год), когда была утверждена современная пасхалия. Для корректировки накопившегося с тех времен «смещения» сразу прибавили 10 дней, так что в 1582 году после 4 октября следовало 15-е. Легкость, с которой католики взялись за исправление счета времени, вполне в духе той эпохи: Реформация заставила католических первоиерархов задуматься над упорядочиванием церковной жизни. Не случайно же критика Лютера встретила такое сочувствие! Неисправности календаря никого не удивили — если в богослужении накопилось столько нарушений, то и сам счет дней может быть нарушен.

Обществом календарь воспринимался именно как папская задумка — протестантские страны приняли его только в XVIII веке, а православные в конце XIX — начале XX века, переход на «католическое» летоисчисление выглядел почти вероотступничеством.
Но вот на дворе XXI век. Григорианский календарь сегодня — это просто общепринятый гражданский календарь, каким был юлианский во времена Римской империи. Почему же до сего дня православные упорно высчитывают даты праздников по календарю имени Юлия Цезаря?

Непреодолимого препятствия для введения нового стиля не существует: греки служат по гражданскому календарю и не перестают от этого быть православными. Некоторые русские приходы в Западной Европе служат по новому стилю, правда, чтобы никого не обойти вниманием, правящему епископу приходится отмечать праздники по два раза.
Но большая часть православных все же живет «по-старому», и для этого есть серьезное основание. Чтобы понять его, надо задуматься над смыслом измерения времени в целом. Все дни одинаковы, ни один не выделяется в общей череде. Календарь объявляет особыми некоторые из них — праздники, граничные дни, — раскрашивает их особыми цветами, дает особые имена. Такие дни вроде маяков или придорожных столбов, ими время измеряется и осмысляется. Разные календари — разные и смыслы дают они времени. Например, привычный сейчас способ измерения недель: от воскресенья до воскресенья — это не просто семидневка, и даже не только напоминание о том, что в воскресенье хорошо бы пойти в церковь, неделя несет и глубокий богословский смысл — Воскресение, которым все начинается и кончается. Понятно желание коммунистов-богоборцев ввести вместо семидневной недели — пятидневную. Понятно также и желание нехристиан считать годы не от Рождества Христова, а от «нашей эры».

Новый стиль вводился в России советской властью, православные же сознательно остались в старом календаре, в параллельном времени, не желая подчинять свое время нехристианскому государству. Новый календарь для нас — это 8 марта, 23 февраля, день рождения Ленина, 1 мая… Старый — это привычные святцы, посты, церковное новолетие, но главное — свобода от обязательной идеологии: пересчитывать 8 марта по старому стилю едва ли кому придет в голову.

И сегодня старый стиль остается свидетельством отделения Церкви от государства. Дай Бог, чтобы отделение это было отделением в положительном смысле, чтобы церковная независимость помогала сохранять духовные ценности и не переходила в отчуждение, чтобы свой, особый календарь не мешал миру принимать свидетельство христиан и не превращал их в группу маргиналов, живущих в своем пространстве, по своим часам.

22 Август 2019

С. спрашивает:
Здравствуйте, меня очень тронул вопрос Анны. Оказывается я не одинока в своём состоянии, только в отличии от неё у меня нет любящего мужа и прекрасных детей. Нет родные есть, но они далеко не любящие. Со стороны можно подумать от "жира бесится, ах нет, не тут то было. Не думаю, что беседа с дежурный священником, может что-то изменить, когда на душе "скребут кошки" и весь мир кажется против тебя. Посещаю богослужения, иногда читаю молитвы дома, но нет той радости и надежды того луча света в переди, который бы указал зачем жить если не хочешь. Не могу понять почему я все это заслужила, где же его милость. Простите меня за сумбурное письмо.Скажите можно ли задать вопрос не через сайт, а на электронную почту.

о. д. Николай отвечает:
С., здравствуйте. Вопрос можно задать - n_claus@mail.ru. Но, лучше будет, если состоится личная беседа.

14 Август 2019

Анна спрашивает:
Скажите, пожалуйста, куда будут организованы паломничество в ближайшее время? Спасибо

о. д. Николай отвечает:
Анна, здравствуйте. По вопросам паломничества вам нужно обратиться к Татьяне Александровне Науменковой
- +375-29-226-91-80

11 Август 2019

Ирина спрашивает:
Можно чтобы муж и жена крестили одного ребенка?

о. д. Николай отвечает:
Ирина, здравствуйте. Нет, нельзя.

07 Август 2019

Елена спрашивает:
Добрый вечер. 9 августа (пятница) будет 9 дней, как умерла бабушка. Можно ли понихиду в храме заказать в субботу или нужно в пятницу?

о. д. Николай отвечает:
Елена, здравствуйте. Можно.

04 Август 2019

Анна спрашивает:
Здравствуйте, не знаю обращаются ли люди к Вам с такими вопросами, но я попробую... Хотела бы так зайти в церковь поговорить, но не могу. Как жить если потеряла смысл жизни? Хотя у меня семья, любимый муж, двое прекрасных детей, я их очень люблю... Но я понимаю, что хочу закончить свою жизнь, меня ничего не радует, ни дети, ни муж. Я каждый день думаю о смерти, но боюсь ещё на это пойти, ведь это большой грех. Душа моя уже умирает, я чувствую это, я не могу подобрать слов, что со мной происходит, не могу и не хочу делиться с близкими своей болью, они не поймут.. Да и я не знаю, что со мной, я просто не хочу жить... Единственное, что меня держит ещё это страх перед Богом. Ведь жизнь - это его дар. Боль, что не обниму своих детей стоит комом в моём горле и сердце.. Но я умираю душевно каждый день всё больше и больше .... Вокруг я вижу только боль, злость, слёзы, мир стал серым. Как же быть....

о. д. Николай отвечает:
Анна, здравствуйте. В ближайшее время приходите на беседу, вам уделит время дежурный священник. Не откладывайте в долгий ящик!!!!

02 Август 2019

Виталий спрашивает:
Здравствуйте! Я крещён в костёле. Можно ли мне войти в Ваш православный храм? Я проходя останавливаюсь,но войти боюсь. Вдруг я что-то не так сделаю.

о. д. Николай отвечает:
Виталий, здравствуйте. Конечно можно, это никому не запрещено!)

31 Июль 2019

Игорь спрашивает:
Здравствуйте! Можно узнать, чем отличается дежурный священник от требного и служебного? Спасибо.

о. д. Николай отвечает:
Игорь, здравствуйте.
Дежурный - отвечает на вопросы и проводит беседы по личным вопросам.
Требный - совершает требы (отпевания, венчания, молебны, панихиды и т.д.)
Служебный - совершает службы (вечерние и литургии)
В нашем храме служебный, он же и требный, в свою неделю.